Помнится, водил я несколько лет назад на заграничном морском курорте дружбу с семьей из Норвегии. Увы, запамятовал, как их звали, пусть Саша и Маша. Да, именно как то так, ибо граждане Норвегии Саша и Маша были родом из Мурманска и получили гражданство этой страны уже в зрелом возрасте, обосновались там, нарожали там детишек, с которыми и приехали отдыхать, и на тот момент работали на каком то рыбообрабатывающем комбинате и прекрасно себя чувствовали.
Конечно же, как у людей, живших в некогда мощной, всеми уважаемой державе, у нас зашел разговор о ней, и затем о коррупции в оставшемся от этой державы сырьевом придатке. После чего Саша рассказал о том, как вопрос коррупции решен там, где они теперь живут.
А решен он очень просто. В Норвегии очень хорошее пенсионное обеспечение, выйдя в отставку с государственной службы, можно вполне безбедно и достойно доживать отпущенное тебе Богом. И если чиновника ловят на мздоимстве, его лишают такого удовольствия. Лишают пенсии, и он, естественно, раз и навсегда прощается с работой в бюджетных организациях. А в данном контексте это действительно, хоть и жесткая, но весьма действенная мера. Вот и не берут, боятся. Хотя может с их зарплатами в этом просто нет необходимости.
Но мы, увы, не в Норвегии. С нашими пенсиями можно бояться разве только того, что могут на «законных» основаниях лишить жилья, если, например, местные органы управления решили, что твоя лачуга, построенная тобой в седых 60-х, возведена на берегу какого нибудь озера незаконно, и на ее месте должен стоять особняк местного бонзы.