Когда я перешёл в шестой или седьмой класс, я с отцом поехал к бабушке, его маме, в Старую Руссу, есть такой город на новгородчине, мой обожаемый Фёдор Михалыч там жил и творил. Одним из моих развлечений там было ловить навозных жуков и варить их на костре в консервной банке. И все мои развлечения наблюдал мой батя. Наблюдал молча.
Далее. В седьмом классе я был влюблён, как положено, в свою одноклассницу, Лену. Это ещё более невероятная история. Переступив порог квартиры, я бросал школьную сумку, и шёл на лоджию, где у меня лежала подзорная труба, купленная тогда за 40 рублей, по тем временам недешёвое удовольствие для родителей учащегося седьмого класса. И оставшуюся часть дня я проводил за наблюдением за окнами моей возлюбленной, благо они были напротив моего дома на расстоянии километра. Один раз я увидел, как она в лифчике подошла к окну, и это осталось самым ярким эротическим воспоминанием моего отрочества. Никакая порнография не сравнится с теми ощущениями.
Так вот. Мне кажется, что если бы мой сын, находящийся в периоде полового созревания (кстати, у старшего оно уже не за горами), занимался бы такими вещами, я бы был очень недоволен, и сказал бы ему, что он болен на голову. Ну, это я, конечно, утрирую, и теперь, исходя из вышесказанного, я уверен, что не буду указывать своим детям на их неадекватное поведение. Чего и всем советовал бы. Как и советовал бы побольше общаться со своими детьми, лично мне этого ужасно не хватало. Я только теперь это понимаю, что мне этого не хватало. Папа очень любил меня, но он был сторонним наблюдателем в вопросе моего воспитания, быть может, именно потому он и не сказал мне ничего о заваривании жуков.
И единственный совет, который он мне дал, когда мне было как раз лет пятнадцать, это как нужно ухаживать за мужским достоинством, как сейчас помню, было это в бане. Наверное, потому и запомнилось, потому что от отца никогда больше не слышал житейских советов. Зато когда у меня начались серьёзные проблемы – для того периода серьёзные – моим лучшим другом и советчиком стал мой зять, Саня, муж моей сестры, который объяснял даже такие вещи, как, например, что делать, если с любимой девушкой не получился первый раз, ну, вы понимаете, о чём я, напишу, когда руки дойдут. И именно Саня дал мне массу нужных советов, и зачастую успокаивал меня в случае неудач. А ведь этим советчиком мог стать мой отец. Но батя не знал и не понимал, что именно он мог стать для меня старшим товарищем.
Я ушёл от темы. А тема проста: не надо насиловать своих детей. Если речь идёт об их или ещё чьей-то безопасности, то это необходимо. А в остальных случаях – пусть делают, что хотят. Это залог того, что человек вырастет умеющим мыслить самостоятельно.
Но этого мало. Эту свободу необходимо всё-таки контролировать, и самый лучший способ это делать — это быть другом своему ребёнку. Если, конечно, родитель далёк от ферульного воспитания и тяготеет к либеральным отношениям со своим чадом. Может, я и не прав. Но по мне, так пусть лучше отец-лучший друг, чем десяток друзей на улице.