Мои правила вождения

Эта статья написана году эдак в 2007-2009, и совершенно несправедливо была мною упрятана в черновики. Связано это со структурой wordpress-а, который диктует условия работы альвареса. Раньше «Мои правила вождения» были не статьёй, а так называемой страницей, которые я для упрощения внешнего вида сайта поубирал с глаз долой… ой, всё сложно, ни к чему эти подробности, в двух словах — статья полезная, как мне говорили не только начинающие любители, так что пусть будет.

За годы, проведенные мною за рулем, я понял, что большинство всех аварий происходит по двум причинам:

1. Неверная оценка скорости другой машины и расстояния до нее;

2. Плохая реакция и элементарная невнимательность.

Впрочем, сюда можно добавить и третью причину, из которой, наверное, в некоторых случаях проистекают две первые. Мой батя трактует эту причину так:

«Дело было не в бобине, а м***к сидел в кабине».

Если кто думает, что слово «бобина» здесь употреблено для рифмы, то поспешу разуверить, во времена батиной молодости бобиной называли катушку зажигания.

В самом деле, на дорогах Москвы порой диву даёшься, ну вот о чём человек думает, перестраиваясь из крайнего левого ряда через три полосы в правый ряд, и это зачастую на полупустой трассе, где все несутся сломя голову. Ладно бы так поступали бы только те, про кого метко сказано: «ДорОгу покажешь?». Как привыкли у себя в аулах на ишаках ездить, так и на своих разваливающихся «копейках» в Москве ездят.

Ну, тётки тоже понятно, чешет себе на хорошей машине в левом ряду, увидела магазин, и не смотря в зеркала — хлобысь! — и перестроилась через три ряда на обочину, было у меня перед носом такое один раз на Ленинском сразу после площади Гагарина в область. Но ведь сколько с виду нормальных мужиков я видел, выполняющих такой же маневр, точно также, с левого ряда в правый; как правило, такой финт выполняют, когда в последний момент понимают, что вот вот проскочат нужный поворот.

Это лишь одна из многих неприятностей, которая поджидает на дорогах других водителей. Но в моих правилах вождения, исходя из вышеупомянутого второго и третьего пунктов, на первом месте стоит следующее правило:

1. Не смотреть на бампер впереди идущей машины, а постоянно мониторить поведение всех машин в потоке впереди тебя, не на две-три машины вперед, а так далеко и широко, насколько это возможно. И ещё очень желательно поглядывать и в зеркала. Неприятности могут подкрасться и сзади, как правило, от любителей поиграть на дороге в шашки, достаточно пары таких дурачков на полупустом МКАДе, и в гармошку соберется десяток авто.

2. Кстати, о зеркалах. Обязательно нужно научиться ездить по боковым зеркалам, и если не получается не смотреть на зеркало заднего вида, то его вообще надо заклеить на время обучения. Если случится так, что на заднем сидении будет сидеть три широкоплечих субъекта в сомбреро, то привычка ездить по этому зеркалу, а не по боковым, может сослужить дурную службу. Боковые зеркала дают гораздо более ценную информацию, нежели зеркало заднего вида.

Однако, если есть навык езды только с боковыми зеркалами, желательно, чтобы заднее стекло было всегда чистым и был хороший обзор. И это мое второе правило:

3. Каждый раз, когда впереди идущая машина (назовем ее вим) резко тормозит и ты тоже нажимаешь на педаль тормоза, надо тут же смотреть в зеркало заднего вида. На долю секунды, просто чтобы узнать, как близко к тебе сзади идущая машина (назовём ее сим). Это правило актуально только если ты соблюдаешь хорошую дистанцию с вим. И если сим тоже соблюдает дистанцию, то можно позволить себе резко затормозить и за пару секунд восстановить дистанцию с вим.

Однако, если сим «висит на хвосте», ситуация выглядит совсем иначе. Вполне вероятно, что за рулём сим находится тот самый м***к. И в этот момент вполне вероятно, что он пишет смску, чешет яйца или прикуривает сигарету, и внимание его отвлечено от дороги. Пусть на секунду другую, но этого будет достаточно, чтобы успеть получить удар в задний бампер твоей машины. Поэтому, если сим не соблюдает дистанцию, на педаль тормоза (пт) надо нажимать порционно, так сказать. И при это наблюдать за поведением обеих машин, и вим, и сим. Если после пары нажатий на пт сим начинает отставать или хотя бы дистанция между вами не сокращается, значит её водитель тоже притормаживает, он заметил, что у тебя загорелись «стопы». Хотя попадаются экземпляры, которые все равно продолжают висеть у тебя на хвосте. Словом, надо потихоньку периодическими нажиманиями на пт сохранять дистанцию и с вим, и с сим, и в то же время этими нажиманиями притормаживать с ускорением (естественно отрицательным), максимально близким к ускорению вим.

4. И, наконец, правило, которое напрашивается само по себе, если исходить из первой основной причины аварий на дорогах. Если ты не в состоянии верно оценивать скорость другого авто и время, за которое оно преодолеет расстояние до тебя, то лучше обождать с манёвром, который собирался сделать, как то: перестроение в другой ряд или выезд на основную трассу с примыкающей к ней дороги. Осторожность рулит, простите за каламбур.

5. Ещё одно небольшое правило, проистекающее, наверное, из факта наличия на дорогах м***ков. Нельзя останавливаться на обочине на непросматриваемых участках дороги. Вполне возможно, что именно здесь твой задний бампер или левую сторону найдет «шашечник», который попытается обойти свою очередную помеху по обочине, на которой ты и будешь стоять.

6. Ещё мне доводилось ездить с водителями, которые идут на обгон по встречной полосе на верхней точке пересечённой местности, то есть в точке, где просматривается от силы пятьдесят метров дороги, и где нет никакой уверенности, что в этой же точке перед тобой не появится авто, движущееся тебе навстречу. Здесь без комментариев, вообще не понимаю, как можно так поступать.

7. Ограниченная видимость вообще отдельная тема, на крутом повороте на 180 градусов с радиусом в десяток метров, таких очень много на третьем транспортном кольце, то есть в местах, где дорога не просматривается и на десять метров, я стараюсь сбросить скорость до того минимума, при котором ты всегда успеешь затормозить, если окажется, что в твоей полосе стоит поломавшееся авто/выбоина/волшебник, выходящий из голубого вертолета с полтысячей эскимо.

8. Этим же принципом я руководствуюсь, въезжая в солнечный день в неосвещенный тоннель, очень сильно сбрасываю скорость за сотню метров до тоннеля, ибо из за резкого перепада степени освещенности глаза привыкают к темноте не сразу, и первые метры я проезжаю очень медленно, пока не начинаю хоть что то видеть.

9. Совет сомнительный в плане безопасности, но нужный. Частенько на выезде с прилегающей территории или со второстепенной дороги на главную, выстраиваются огромные очереди, поскольку на главной дороге интенсивное и быстрое движение, а пропустить кого то перед собой — это для наших водителей большая психологическая проблема. Вот и мчится поток по главной, а на второстепенной стоит.

Я в таких ситуациях поступаю немного рискованно, но с нашей бескультурщиной на дорогах другого выхода нет. Даже если я выезжаю на главную под углом в 90 градусов, несмотря на поперечный поток, я продолжаю очень очень медленно выкатываться, первые машины меня легко объезжают по дуге, следующие объезжают уже не очень легко, но я всё выкатываюсь и поток начинает притормаживать, пока наконец не наступает такой момент, что объехать меня уже нет возможности, и поперечный поток встает, а я успешно выезжаю на главную.

10. Кстати, ситуация, схожая с последней. При выезде с дублера на основную нельзя полностью переключать внимание на поток, в который ты пытаешься вклиниться. Взгляд налево-назад, и сразу же перед собой, если перед тобой пытается выехать кто то еще. Проконтролировал дистанцию с вим, снова налево-назад, и снова проверяем, как там вим? Это очень распространенная ситуация, когда водитель сим обнаружил «прогалину» в потоке и решил по быстренькому в нее воткнуться, не оценив ситуацию прямо перед его передним бампером, а водитель вим оказался осторожнее или нерасторопнее, и продолжает стоять, и в итоге столкновение.

Все остальные правила, о которых пишут в учебниках по безопасному вождению, на мой взгляд относятся уже к экстремальному вождению, поведение в дождь, гололед и тому подобное. Тут я ничего нового не скажу.

Яндекс.Метрика