Итак, мне в руки попала первая редакция «Мастера и Маргариты». Чтение последней редакции, названной уже именно так, каждый раз доставляло мне колоссальное удовольствие, здесь я писал об этом.
Но не меньшее удовольствие получаю я сейчас от «Князя тьмы». Я даже представить себе не мог, что одно из самых любимых моих произведений могло быть написано совсем по другому. То, что многие персонажи носят другие имена и фамилии ничего не меняет в восприятии романа. Но слог! Чистый Зощенко.
Очень интересно было бы узнать, что заставило Булгакова настолько переработать свое произведение и так качественно «причесать» его. В любом случае, «КТ» написан гораздо более народным слогом, но, в то же время, достаточно самобытным. «МиМ», безусловно, гораздо ближе к классике, то есть, в моем понимании, его гораздо легче перевести на любой язык и быть понятым как европейцем, так и азиатом и т.д. Разве можно перевести Зощенко на английский, не потеряв при этом его легкой иронии над русским языком, таким гибким и неожиданным? То же и с «КТ».
А вот юмор все тот же. Попутчики в поезде с недоумением косились на меня, давящегося от хохота над выходками Бегемота и прочей чертовщиной, якобы творившейся в Москве весной 192? года.
Словом, я заново переживаю злоключения Степы Лиходеева (ну разве можно лучше описать состояние сильного похмелья, чем это сделал Булгаков?!), Варенухи, Римского и прочих; рассказ о Пилат, Иешуа и Левии Матвее, и, конечно же, историю любви Мастера и Маргариты, которая на данном этапе моей жизни завораживает меня и уносит в другую реальность, в которой только любовь решает все. Словом, как давным давно моя хорошая подруга, Катя Сигаева (в девичестве), на мой вопрос о том, почему она любит читать и книги, ответила мне фразой, под которой я сейчас готов подписаться:
— Я в них живу.
Вечный роман. И я никак не могу понять людей, которые заявляют, что бросили его чтение на …дцатой странице. Мне кажется, только гиперрациональный сухарь может не получить удовольствие от чтения «МиМ». Либо просто недалекий.
1 Комментарий
Обсуждение закрыто.